пятница, 14 октября 2011 г.

«Дистанции огромного размера» — не помеха для обучения в Центре «Специалист»!


«Дистанции огромного размера» — не помеха для обучения в Центре «Специалист»!

Тюрин Констатнтин Викторович
Гудзенко Дмитрий Юрьевич,директор Центра «Специалист»
Журнал «Качество образования», сентябрь 2011
pdf Скачать в формате PDF (4 Мб)
— Сфера ДПО признана одной из наиболее подходящих для широкого применения e-learning. Насколько интенсивно, на Ваш взгляд, развивается эта область в России с точки зрения использования технологий дистанционного обучения? Велика ли вероятность полного перехода программ ДПО в формат дистанционного обучения?
— В России с ее бескрайними просторами невозможно не развивать дистанционное обучение — и оно развивается, наблюдается рост разнообразных форматов ДО. Основной фактор, влияющий на скорость этого процесса — повышение технологичности обучения, более полное использование средств моделирования, мультимедиа, удаленного доступа к оборудованию и пр).
Для тех, кому очное обучение по каким-либо причинам недоступно, дистанционные курсы — реальный выход из положения. Это не значит, что ДО будет вытеснять очное, но оно всегда будет значимым дополнением  к существующим видам обучения. Конечно, получение информации в «настоящем» классе, где нет возможности и желания отвлекаться на рабочие процессы и всегда можно  общаться с преподавателем — более эффективно, по сравнению с пассивным восприятием информации. Поэтому Центр «Специалист» стремится на своих дистанционных курсах совместить все самое лучшее из очного обучения и e-learning.
Центр «Специалист» занимает лидирующее положение в сегменте российского дистанционного обучения: мы первые в России представили комплексное решение проблемы обучения через интернет.   Востребованность   вебинарного обучения, соединяющего в себе лучшие черты очной и дистанционной формы образования, постоянно растет. Так, спрос на вебинары за 7 месяцев 2011 года уже превысил показатели 2010 года на 141%. Это — лучшее доказательство успешности дистанционного образования «Специалиста» по уникальной технологии вебинара.
 — Каковы, на основании Вашего опыта, преимущества программ повышения квалификации и переподготовки онлайн по сравнению с традиционным обучением?
— Я уже говорил: дистанционное образование — это индивидуальный стиль учебы, удобный режим занятий, обучение без отрыва от производства,  более мобильное и менее затратное в финансовом отношении. Центр «Специалист» может предложить своим слушателямдистанционное обучение в его классическом варианте. Однако пассивное обучение далеко не всегда бывает эффективным — и мы всячески пытаемся привнести в ДО инновации, чтобы наши слушатели могли получить максимум нужных им знаний. Здесь гораздо действеннее работает такой формат обучения как вебинар. Главное в вебинарах «Специалиста» — то, что мы с помощью технических средств стремимся донести живое обучение непосредственно от преподавателя до слушателя. Система дистанционного обучения Центра «Специалист» сочетает в себе и наш многолетний опыт, и передовые разработки западных компаний, занимающихся дистанционным обучением. Помимо традиционных преимуществ — максимальной доступности обучения вне зависимости от места проживания и финансовых возможностей,  мы реализовали возможность прямого общения с преподавателем и реальные лабораторные работы (технология RealLabs), что до сегодняшнего дня являлось непререкаемым уникальным преимуществом очного обучения. Это делает ДПО на курсах Центра «Специалист» привлекательным как для частных, так и для корпоративных клиентов.
— Какие сложности возникают при переводе традиционных программ обучения в «онлайн-версию»?
Для такого высокотехничного учебного центра, как «Специалист» разница между традиционным и вебинарным обучением — это чисто технический вопрос. Представим: преподаватель во время занятия работает со слушателями, использует проектор, ведет лабораторные работы на ПК… И все равно именно он, преподаватель, является центром учебного процесса, без него обучение не будет эффективно. Поэтому и в ДО все должно быть тоже самое — слушатель знакомится с теоретическим материалом, выполняет лабораторные работы — но у него должен быть «канал связи» с преподавателем, чтобы задавать ему вопросы, консультироваться по трудным темам.  А проблемы перевода программ в «он-лайн режим» состоят именно в качестве этого канала.
К примеру, вся  сложность проведения вебинаров по 3D-моделированию и компьютерной графике заключается в обеспечении бесперебойного проведения занятий, наглядной демонстрации моделируемых объектов и в контроле выполнения практических заданий. В Центре «Специалист» успешно справились с этой задачей, мы — первый и единственный учебный Центр в России, способный предоставить качественное обучение врежиме вебинар слушателям со всех уголков нашей планеты по широкой линейке курсов, даже на тех, которые сложно преподавать дистанционно. К примеру, мы первыми в России предлагаем слушателям курсов САПР и 3D-моделирования авторизованные вебинары Autodesk.
 Обычно главными проблемами при реализации e-learning считают недостаток качественного интерактивного контента и нехватку квалифицированных преподавателей, способных на высоком уровне разрабатывать и вести e-learning курсы. Как Вы решаете эти вопросы?
— Это правда, что качество знаний, полученных при дистанционном образовании, зависит от квалификации преподавателя и качества учебных программ.  Но ведь ровно то же самое мы видим и в случае очного обучения — без профессионального педагогического состава и качественного контента курсов никакое обучение не будет эффективным. По этому и на ДО и на очном обучении мы стремимся давать слушателям самые актуальные знания от самых знающих преподавателей-практиков.    
На курсах Центра делается все, чтобы слушатели вебинаров могли точно так же участвовать в занятиях, как их «очные» товарищи. Мы стараемся активно вовлекать слушателей вебинаров  в учебный процесс одновременно и наравне с группой в классе, наши динамичные курсы основаны на постоянном поддержании высокого внимания всей аудитории. Учебные материалы сформированы таким образом, чтобы занятие не превращалось в длительную лекцию. Часто подобный эффект дают неожиданные с точки зрения логики курса переходы. Например, от рассмотрения общих принципов преподаватель практически без перехода углубляется в демонстрацию какой-либо специальной возможности программного обеспечения, методики. Тем самым у слушателей удерживается постоянный интерес к происходящему в классе — не важно находятся они в нем в реальном режиме или в виртуальном.
— Корпоративные заказчики программ e-learning для повышения квалификации своих сотрудников зачастую недовольны отсутствием прозрачных механизмов оценки эффективности затрат на такое обучение. Какие методики оценки результативности онлайн-обучения Вы используете и насколько они удовлетворительны?
— Мы придерживаемся системы оценки эффективности обучения персонала по пятиуровневой модели Киркпатрика-Филипса. К предложенным в 1957 г. Дональдом Киркпатриком четырем уровням оценки («Реакция», «Обучение», «Поведение» и «Результат») Джек Филипс добавил давно известный в экономике пятый уровень — ROI (Return on Investment, коэффициент возврата инвестиций). Этот подход  одобрен Американской ассоциацией тренинга и развития (ASTD) и берется  на вооружение ведущими западными компаниями.
Я тоже разделяю этот подход. Основная задача IT обучения — сделать так, чтобы слушатель мог использовать использовать вычислительную технику, т.е. определенные программные и аппаратные средства, с необходимым уровнем эффективности. Поэтому, важнейшим фактором в обучении информационным технологиям является понятие стандарта, который формализуется в виде  требования пройти определенную процедуру тестирования. В зависимости от технологии тестирования и характера теста могут быть проверены не только знания, но и навыки слушателей.
Обучение, предлагаемое в Центре «Специалист» состоит из 4 основных этапов:
  1. выбор стандарта обучения
  2. проверка знаний слушателя на стандарт через сервер тестирования
  3. обучение
  4. тестирование после прохождения обучения
Таким образом, результативность обучения очевидна.
Ведущие вендорные компании давно разработали квалификационные стандарты и процедуры оценки знаний по своим продуктам, а также систему фирменного обучения, направленную на подготовку специалистов по этим стандартам.  В Центре «Специалист» предлагаются авторизованные программы и тренинги  по продуктам MicrosoftAutodeskCiscoSolidworksAdobeCorel и многим другим. Центр контролируетболее 30% рынка авторизованного обучения. Мы постоянно расширяем спектр наших курсов, сотрудничаем с лидерами рынка ИТ-индустрии и получаем новые авторизации.
Как правило, система фирменного обучения включает в себя набор курсов, дающих знания различной полноты и глубины, требования к преподавателям и систему тестов для проверки знаний. Каждый слушатель авторизованных курсов MicrosoftCiscoAutodesk и т.п. получает в нашем Центре фирменный комплект учебно-методических пособий, занимается в оборудованном по стандарту компьютерном классе под руководством преподавателя, прошедшего специальную подготовку и получившего право вести такие курсы. На последнем занятии слушатель получает фирменный сертификат об окончании курсов. Он может проверить свои знания и получить дополнительный сертификат, сдав экзамен вавторизованном центре тестирования. Таким образом, знания сотрудника подтверждаются документально.
— Одна из основных причин выбора программ e-learning — относительно низкая стоимость. Однако многие эксперты полагают, что качественный e-learning не может быть дешевым. Каково Ваше мнение?
— Смотря, что значит в данном случае «дешевый». Высококвалифицированные преподаватели никогда не продают свой труд по низкой цене. С другой стороны, Центр «Специалист» всегда стремился поддерживать максимально оправданные и демократичные цены.  Цены «от потолка» — показатель малого спроса на обучение, стремление  компенсировать пустующие места в классах. Чем крупнее центр, чем больше его оборот, тем меньше процент средств вкладывается на поддержку собственной инфраструктуры, а это, несомненно, сказывается на итоговой цене обучения.
Стоимость обучения всегда можно уменьшить . К примеру, если Вы корпоративный клиент и хотите обучить группу людей, позаботьтесь о том, чтобы эта группа была как можно больше — тогда цена обучения каждого будет гораздо меньше.
Обучение в режиме вебинара в «Специалисте» способно сэкономить Ваши средства на треть. Кроме невысокой цены, оно сберегает средства на командировки, которые могут быть направлены  на обучение других сотрудников Вашей компании.
— Пионеры e-learning в России, отстаивая первостепенную значимость этого направления для отечественной образовательной системы, предупреждали о том, что отставание в развитии дистанционного обучения приведет к активному вторжению зарубежных программ онлайн-обучения на российский рынок образовательных услуг. Существует ли на сегодняшний день серьезная конкуренция между e-learning программами ДПО российских и иностранных образовательных учреждений?
— На российском рынке ДПО обучения давно представлены и крупные зарубежные компании, работающие на базе известных продуктов LMS, например платформы корпоративного обучения Aspen, продвигаемой CSSeTrain.com. Их услуги обычно находят спрос у российских отделений западных компаний, традиционно применяющих данную форму подготовки сотрудников.
Запад раньше России начал внедрение информационных технологий в профессиональное обучение, поэтому западный опыт бесценен для того, чтобы понять, в каком направлении будет развиваться данный формат обучения.
Что касается конкуренции — «Специалист» конкуренции не боится, он ее приветствует. Именно конкурентная борьба  повышает  производимого продукта — к выгоде потребителя. Сильные конкуренты — необходимый двигатель бизнеса, они заставляют искать и применять инновации, разрабатывать новые курсы, лучше организовывать учебный процесс.
«Специалист» получил премию LERN Awards!
«Специалист» был удостоен престижнейшей награды LERN в номинации «Инновационные разработки в образовании»
Высокая репутация Центра как одного из лидеров рынка ИТ-обучения, накладывает на нас обязательства участвовать в различного рода корпоративных ассоциациях, цивилизованных мероприятиях, которые помогают отделить сильных участников рынка от слабых. Недавно мы получили награду Фонда защиты прав потребителей — как качественный учебный центр, единственный в номинации «ИТ-обучение». Для нас это очень важно, так была отмечена наша многолетняя работа по обеспечению качественного образования в самых разных профессиональных областях — в том числе и в области дистанционного образования. На конкурсе LERN Award 2010 вебинары Центраполучили мировое признание: «Специалист» был удостоен престижнейшей награды LERN в номинации «Инновационные разработки в образовании». На международном конкурсе «Enter the Cloud» вебинары Центра одержали бесспорную победу в номинации SAAS-обучение. «Специалист» в очередной раз подтвердили звание лучшего учебного Центра в России, осуществляющего обучение, переподготовку и повышение квалификации слушателей Центра по самым передовым и инновационным технологиям.
2011 LERN International Award
Награда LERN за выдающиеся достижения в развитии инноваций в образовании
«Специалист» — лауреат премии!
Премия «Права потребителя и качество обслуживания» 2011 (в номинации «образовательные услуги»)
«Специалист» — лидер в области проведения SaaS-обучения!
Победа в международном конкурсе «Enter the Cloud 2011» в номинации SAAS-обучение
 — Активное развитие ИКТ и интернет-среды предполагает постоянное совершенствование технологий e-learning. Сегодня все чаще используется понятие learning 2.0 (по аналогии с web 2.0), где содержание курса, а порой и его тему формируют и формулируют сами учащиеся. Используются ли подобные технологии в ваших программах? Каков потенциал возможностей learning 2.0 для программ ДПО и как в связи с этим изменится роль преподавателя?
— «Специалист» представляет собой универсальный центр с развитой методической базой, половина из читаемых нами курсов разработана нашими преподавателями. Курс «под заказчика» — одна из  основных тенденций современного образования. А требования клиентов постоянно растут: каждому слушателю нужен  индивидуальный подход, высокое качество, удобный график, разумная цена, солидный сертификат и поддержка по окончании, а также широкий комплекс дополнительных услуг.  Потенциал Центра «Специалист» в области разработки и формирования курсов, а также их проведения, очень высок. «Специалист» — крупнейший учебный центр страны с самым широким ассортиментом курсов. Составление специальных программ, адаптированных под требования компании, предваряется входным тестированием. При значительных заказах оно бесплатное, при более мелких продается как дополнительная услуга. Что касается роли преподавателя — то даже если тему курса формулируют его участники, полноценное эффективное обучение невозможно без квалифицированного преподавателя.
Преподаватели Центра «Специалист» — ведущие специалисты-практики в своей сфере, они располагают огромным багажом знаний и большим опытом, а самое главное — у них есть желание поделиться всем этим. Такой профессионал незаменим в обучении!
Открытое обучение в 4D
Открытое обучение в 4D
Кроме того, если говорить об обучении, тему которого формируют сами учащиеся, нельзя не вспомнить оформате открытого обучения, активно развивающегося в Центре. Это одна из самых удобных и эффективных форм быстрого приобретения необходимых знаний, основанная  на возможности обучения в одном классе одновременно слушателей нескольких разных курсов. Каждый из них учится в своем собственном темпе, по своему личному графику, получая именно те знания, которые ему необходимы, а также нужные консультации от преподавателя эксперта. Чтобы обучение не превращалось в обычный просмотр видеороликов, мы добавили в процесс лабораторные работы. Таким образом, наши слушатели получили возможность на 100% закрепить на практике прослушанный материал.
— По статистике, информационная культура в среднем по России весьма невысока. Насколько готовы, по вашим наблюдениям, потенциальные слушатели программ ДПО к обучению в формате e-learning?
— Для обучения в формате вебинара достаточно элементарных навыков работы с компьютером. Нужно всего лишь уметь его включить и войти  Интернет. Если же слушателям сложно это сделать, в Центре «Специалист» огромное количество курсов по базовым компьютерным технологиям, на которых можно освоить навыки обращения с ПК. Наши слушатели готовы к обучению в формате ДО, они правильно мотивированы и знают, чего хотят — актуальных знаний от авторитетного учебного центра. И «Специалист» предоставляет им эти знания — в любом из современных форматов.
— Российское правительство подчеркивает важность развития ИКТ в образовании для формирования системы непрерывного обучения. В то же время представители академического сообщества подчеркивают недостаточность государственных мер по системному внедрению технологий e-learning на всех уровнях образовательной системы. Какие шаги, на Ваш взгляд, должны быть предприняты для улучшения ситуации?
— Мое сугубо личное мнение: государство должно поддерживать фундаментальное образование — школы, колледжи, вузы. В том числе и в области ИКТ. А если Вы заинтересованы в качественном профессиональном  образовании, Вам не нужно надеяться на поддержку государства. Идите на платные курсы — средства на обучение стократ окупятся после устройства на высокооплачиваемую работу.
Центры дополнительного профессионального образования могут успешно развиваться без государственной поддержки — как Вы можете наблюдать на примере Центра «Специалист».