«Дистанции огромного размера» — не помеха для обучения в Центре «Специалист»!
— Сфера ДПО признана одной из наиболее подходящих для широкого применения e-learning. Насколько интенсивно, на Ваш взгляд, развивается эта область в России с точки зрения использования технологий дистанционного обучения? Велика ли вероятность полного перехода программ ДПО в формат дистанционного обучения?
— В России с ее бескрайними просторами невозможно не развивать дистанционное обучение — и оно развивается, наблюдается рост разнообразных форматов ДО. Основной фактор, влияющий на скорость этого процесса — повышение технологичности обучения, более полное использование средств моделирования, мультимедиа, удаленного доступа к оборудованию и пр).
Для тех, кому очное обучение по каким-либо причинам недоступно, дистанционные курсы — реальный выход из положения. Это не значит, что ДО будет вытеснять очное, но оно всегда будет значимым дополнением к существующим видам обучения. Конечно, получение информации в «настоящем» классе, где нет возможности и желания отвлекаться на рабочие процессы и всегда можно общаться с преподавателем — более эффективно, по сравнению с пассивным восприятием информации. Поэтому Центр «Специалист» стремится на своих дистанционных курсах совместить все самое лучшее из очного обучения и e-learning.
Для тех, кому очное обучение по каким-либо причинам недоступно, дистанционные курсы — реальный выход из положения. Это не значит, что ДО будет вытеснять очное, но оно всегда будет значимым дополнением к существующим видам обучения. Конечно, получение информации в «настоящем» классе, где нет возможности и желания отвлекаться на рабочие процессы и всегда можно общаться с преподавателем — более эффективно, по сравнению с пассивным восприятием информации. Поэтому Центр «Специалист» стремится на своих дистанционных курсах совместить все самое лучшее из очного обучения и e-learning.
Центр «Специалист» занимает лидирующее положение в сегменте российского дистанционного обучения: мы первые в России представили комплексное решение проблемы обучения через интернет. Востребованность вебинарного обучения, соединяющего в себе лучшие черты очной и дистанционной формы образования, постоянно растет. Так, спрос на вебинары за 7 месяцев 2011 года уже превысил показатели 2010 года на 141%. Это — лучшее доказательство успешности дистанционного образования «Специалиста» по уникальной технологии вебинара.
— Каковы, на основании Вашего опыта, преимущества программ повышения квалификации и переподготовки онлайн по сравнению с традиционным обучением?
— Я уже говорил: дистанционное образование — это индивидуальный стиль учебы, удобный режим занятий, обучение без отрыва от производства, более мобильное и менее затратное в финансовом отношении. Центр «Специалист» может предложить своим слушателямдистанционное обучение в его классическом варианте. Однако пассивное обучение далеко не всегда бывает эффективным — и мы всячески пытаемся привнести в ДО инновации, чтобы наши слушатели могли получить максимум нужных им знаний. Здесь гораздо действеннее работает такой формат обучения как вебинар. Главное в вебинарах «Специалиста» — то, что мы с помощью технических средств стремимся донести живое обучение непосредственно от преподавателя до слушателя. Система дистанционного обучения Центра «Специалист» сочетает в себе и наш многолетний опыт, и передовые разработки западных компаний, занимающихся дистанционным обучением. Помимо традиционных преимуществ — максимальной доступности обучения вне зависимости от места проживания и финансовых возможностей, мы реализовали возможность прямого общения с преподавателем и реальные лабораторные работы (технология RealLabs), что до сегодняшнего дня являлось непререкаемым уникальным преимуществом очного обучения. Это делает ДПО на курсах Центра «Специалист» привлекательным как для частных, так и для корпоративных клиентов.
— Какие сложности возникают при переводе традиционных программ обучения в «онлайн-версию»?
Для такого высокотехничного учебного центра, как «Специалист» разница между традиционным и вебинарным обучением — это чисто технический вопрос. Представим: преподаватель во время занятия работает со слушателями, использует проектор, ведет лабораторные работы на ПК… И все равно именно он, преподаватель, является центром учебного процесса, без него обучение не будет эффективно. Поэтому и в ДО все должно быть тоже самое — слушатель знакомится с теоретическим материалом, выполняет лабораторные работы — но у него должен быть «канал связи» с преподавателем, чтобы задавать ему вопросы, консультироваться по трудным темам. А проблемы перевода программ в «он-лайн режим» состоят именно в качестве этого канала.
К примеру, вся сложность проведения вебинаров по 3D-моделированию и компьютерной графике заключается в обеспечении бесперебойного проведения занятий, наглядной демонстрации моделируемых объектов и в контроле выполнения практических заданий. В Центре «Специалист» успешно справились с этой задачей, мы — первый и единственный учебный Центр в России, способный предоставить качественное обучение врежиме вебинар слушателям со всех уголков нашей планеты по широкой линейке курсов, даже на тех, которые сложно преподавать дистанционно. К примеру, мы первыми в России предлагаем слушателям курсов САПР и 3D-моделирования авторизованные вебинары Autodesk.
— Обычно главными проблемами при реализации e-learning считают недостаток качественного интерактивного контента и нехватку квалифицированных преподавателей, способных на высоком уровне разрабатывать и вести e-learning курсы. Как Вы решаете эти вопросы?
— Это правда, что качество знаний, полученных при дистанционном образовании, зависит от квалификации преподавателя и качества учебных программ. Но ведь ровно то же самое мы видим и в случае очного обучения — без профессионального педагогического состава и качественного контента курсов никакое обучение не будет эффективным. По этому и на ДО и на очном обучении мы стремимся давать слушателям самые актуальные знания от самых знающих преподавателей-практиков.
На курсах Центра делается все, чтобы слушатели вебинаров могли точно так же участвовать в занятиях, как их «очные» товарищи. Мы стараемся активно вовлекать слушателей вебинаров в учебный процесс одновременно и наравне с группой в классе, наши динамичные курсы основаны на постоянном поддержании высокого внимания всей аудитории. Учебные материалы сформированы таким образом, чтобы занятие не превращалось в длительную лекцию. Часто подобный эффект дают неожиданные с точки зрения логики курса переходы. Например, от рассмотрения общих принципов преподаватель практически без перехода углубляется в демонстрацию какой-либо специальной возможности программного обеспечения, методики. Тем самым у слушателей удерживается постоянный интерес к происходящему в классе — не важно находятся они в нем в реальном режиме или в виртуальном.
— Корпоративные заказчики программ e-learning для повышения квалификации своих сотрудников зачастую недовольны отсутствием прозрачных механизмов оценки эффективности затрат на такое обучение. Какие методики оценки результативности онлайн-обучения Вы используете и насколько они удовлетворительны?
— Мы придерживаемся системы оценки эффективности обучения персонала по пятиуровневой модели Киркпатрика-Филипса. К предложенным в 1957 г. Дональдом Киркпатриком четырем уровням оценки («Реакция», «Обучение», «Поведение» и «Результат») Джек Филипс добавил давно известный в экономике пятый уровень — ROI (Return on Investment, коэффициент возврата инвестиций). Этот подход одобрен Американской ассоциацией тренинга и развития (ASTD) и берется на вооружение ведущими западными компаниями.
Я тоже разделяю этот подход. Основная задача IT обучения — сделать так, чтобы слушатель мог использовать использовать вычислительную технику, т.е. определенные программные и аппаратные средства, с необходимым уровнем эффективности. Поэтому, важнейшим фактором в обучении информационным технологиям является понятие стандарта, который формализуется в виде требования пройти определенную процедуру тестирования. В зависимости от технологии тестирования и характера теста могут быть проверены не только знания, но и навыки слушателей.
Обучение, предлагаемое в Центре «Специалист» состоит из 4 основных этапов:
- выбор стандарта обучения
- проверка знаний слушателя на стандарт через сервер тестирования
- обучение
- тестирование после прохождения обучения
Таким образом, результативность обучения очевидна.
Ведущие вендорные компании давно разработали квалификационные стандарты и процедуры оценки знаний по своим продуктам, а также систему фирменного обучения, направленную на подготовку специалистов по этим стандартам. В Центре «Специалист» предлагаются авторизованные программы и тренинги по продуктам Microsoft, Autodesk, Cisco, Solidworks, Adobe, Corel и многим другим. Центр контролируетболее 30% рынка авторизованного обучения. Мы постоянно расширяем спектр наших курсов, сотрудничаем с лидерами рынка ИТ-индустрии и получаем новые авторизации.
Как правило, система фирменного обучения включает в себя набор курсов, дающих знания различной полноты и глубины, требования к преподавателям и систему тестов для проверки знаний. Каждый слушатель авторизованных курсов Microsoft, Cisco, Autodesk и т.п. получает в нашем Центре фирменный комплект учебно-методических пособий, занимается в оборудованном по стандарту компьютерном классе под руководством преподавателя, прошедшего специальную подготовку и получившего право вести такие курсы. На последнем занятии слушатель получает фирменный сертификат об окончании курсов. Он может проверить свои знания и получить дополнительный сертификат, сдав экзамен вавторизованном центре тестирования. Таким образом, знания сотрудника подтверждаются документально.
— Одна из основных причин выбора программ e-learning — относительно низкая стоимость. Однако многие эксперты полагают, что качественный e-learning не может быть дешевым. Каково Ваше мнение?
— Смотря, что значит в данном случае «дешевый». Высококвалифицированные преподаватели никогда не продают свой труд по низкой цене. С другой стороны, Центр «Специалист» всегда стремился поддерживать максимально оправданные и демократичные цены. Цены «от потолка» — показатель малого спроса на обучение, стремление компенсировать пустующие места в классах. Чем крупнее центр, чем больше его оборот, тем меньше процент средств вкладывается на поддержку собственной инфраструктуры, а это, несомненно, сказывается на итоговой цене обучения.
Стоимость обучения всегда можно уменьшить . К примеру, если Вы корпоративный клиент и хотите обучить группу людей, позаботьтесь о том, чтобы эта группа была как можно больше — тогда цена обучения каждого будет гораздо меньше.
Обучение в режиме вебинара в «Специалисте» способно сэкономить Ваши средства на треть. Кроме невысокой цены, оно сберегает средства на командировки, которые могут быть направлены на обучение других сотрудников Вашей компании.
— Пионеры e-learning в России, отстаивая первостепенную значимость этого направления для отечественной образовательной системы, предупреждали о том, что отставание в развитии дистанционного обучения приведет к активному вторжению зарубежных программ онлайн-обучения на российский рынок образовательных услуг. Существует ли на сегодняшний день серьезная конкуренция между e-learning программами ДПО российских и иностранных образовательных учреждений?
— На российском рынке ДПО обучения давно представлены и крупные зарубежные компании, работающие на базе известных продуктов LMS, например платформы корпоративного обучения Aspen, продвигаемой CSSeTrain.com. Их услуги обычно находят спрос у российских отделений западных компаний, традиционно применяющих данную форму подготовки сотрудников.
Запад раньше России начал внедрение информационных технологий в профессиональное обучение, поэтому западный опыт бесценен для того, чтобы понять, в каком направлении будет развиваться данный формат обучения.
Что касается конкуренции — «Специалист» конкуренции не боится, он ее приветствует. Именно конкурентная борьба повышает производимого продукта — к выгоде потребителя. Сильные конкуренты — необходимый двигатель бизнеса, они заставляют искать и применять инновации, разрабатывать новые курсы, лучше организовывать учебный процесс.
«Специалист» был удостоен престижнейшей награды LERN в номинации «Инновационные разработки в образовании»
Высокая репутация Центра как одного из лидеров рынка ИТ-обучения, накладывает на нас обязательства участвовать в различного рода корпоративных ассоциациях, цивилизованных мероприятиях, которые помогают отделить сильных участников рынка от слабых. Недавно мы получили награду Фонда защиты прав потребителей — как качественный учебный центр, единственный в номинации «ИТ-обучение». Для нас это очень важно, так была отмечена наша многолетняя работа по обеспечению качественного образования в самых разных профессиональных областях — в том числе и в области дистанционного образования. На конкурсе LERN Award 2010 вебинары Центраполучили мировое признание: «Специалист» был удостоен престижнейшей награды LERN в номинации «Инновационные разработки в образовании». На международном конкурсе «Enter the Cloud» вебинары Центра одержали бесспорную победу в номинации SAAS-обучение. «Специалист» в очередной раз подтвердили звание лучшего учебного Центра в России, осуществляющего обучение, переподготовку и повышение квалификации слушателей Центра по самым передовым и инновационным технологиям.
— Активное развитие ИКТ и интернет-среды предполагает постоянное совершенствование технологий e-learning. Сегодня все чаще используется понятие learning 2.0 (по аналогии с web 2.0), где содержание курса, а порой и его тему формируют и формулируют сами учащиеся. Используются ли подобные технологии в ваших программах? Каков потенциал возможностей learning 2.0 для программ ДПО и как в связи с этим изменится роль преподавателя?
— «Специалист» представляет собой универсальный центр с развитой методической базой, половина из читаемых нами курсов разработана нашими преподавателями. Курс «под заказчика» — одна из основных тенденций современного образования. А требования клиентов постоянно растут: каждому слушателю нужен индивидуальный подход, высокое качество, удобный график, разумная цена, солидный сертификат и поддержка по окончании, а также широкий комплекс дополнительных услуг. Потенциал Центра «Специалист» в области разработки и формирования курсов, а также их проведения, очень высок. «Специалист» — крупнейший учебный центр страны с самым широким ассортиментом курсов. Составление специальных программ, адаптированных под требования компании, предваряется входным тестированием. При значительных заказах оно бесплатное, при более мелких продается как дополнительная услуга. Что касается роли преподавателя — то даже если тему курса формулируют его участники, полноценное эффективное обучение невозможно без квалифицированного преподавателя.
Преподаватели Центра «Специалист» — ведущие специалисты-практики в своей сфере, они располагают огромным багажом знаний и большим опытом, а самое главное — у них есть желание поделиться всем этим. Такой профессионал незаменим в обучении!
Кроме того, если говорить об обучении, тему которого формируют сами учащиеся, нельзя не вспомнить оформате открытого обучения, активно развивающегося в Центре. Это одна из самых удобных и эффективных форм быстрого приобретения необходимых знаний, основанная на возможности обучения в одном классе одновременно слушателей нескольких разных курсов. Каждый из них учится в своем собственном темпе, по своему личному графику, получая именно те знания, которые ему необходимы, а также нужные консультации от преподавателя эксперта. Чтобы обучение не превращалось в обычный просмотр видеороликов, мы добавили в процесс лабораторные работы. Таким образом, наши слушатели получили возможность на 100% закрепить на практике прослушанный материал.
— По статистике, информационная культура в среднем по России весьма невысока. Насколько готовы, по вашим наблюдениям, потенциальные слушатели программ ДПО к обучению в формате e-learning?
— Для обучения в формате вебинара достаточно элементарных навыков работы с компьютером. Нужно всего лишь уметь его включить и войти Интернет. Если же слушателям сложно это сделать, в Центре «Специалист» огромное количество курсов по базовым компьютерным технологиям, на которых можно освоить навыки обращения с ПК. Наши слушатели готовы к обучению в формате ДО, они правильно мотивированы и знают, чего хотят — актуальных знаний от авторитетного учебного центра. И «Специалист» предоставляет им эти знания — в любом из современных форматов.
— Российское правительство подчеркивает важность развития ИКТ в образовании для формирования системы непрерывного обучения. В то же время представители академического сообщества подчеркивают недостаточность государственных мер по системному внедрению технологий e-learning на всех уровнях образовательной системы. Какие шаги, на Ваш взгляд, должны быть предприняты для улучшения ситуации?
— Мое сугубо личное мнение: государство должно поддерживать фундаментальное образование — школы, колледжи, вузы. В том числе и в области ИКТ. А если Вы заинтересованы в качественном профессиональном образовании, Вам не нужно надеяться на поддержку государства. Идите на платные курсы — средства на обучение стократ окупятся после устройства на высокооплачиваемую работу.
Центры дополнительного профессионального образования могут успешно развиваться без государственной поддержки — как Вы можете наблюдать на примере Центра «Специалист».