Жизнь на каждом шагу предлагает примеры того, каких высот достигают люди, способные реализовать себя в современных условиях в связи с планированием, выбором профессионального будущего, устройством своей карьеры.
В сегодняшней России наступает время профессионалов. Траектории пути к профессионализму могут быть различны. Важно одно: профессионалы, специалисты любят свое дело, оно приносит им чувство радости, удовлетворения. Удовлетворенность работой достигается умелой, активной подготовкой человека к труду.
Каждый выбирающий профессию оказывается в сложной конкретной обстановке (ситуации). Приходится принимать во внимание не только сведения об особенностях профессии. Психолог Е.А. Климов выделяет 8 типов обстоятельств, названных факторами, которые учитываются при выборе профессии:
При выборе (или перемене) профессии, полезно учесть 8 типов обстоятельств (факторов), проанализировать, как они соотносятся между собой. Личный профессиональный план считается обоснованным, когда он согласуется со всеми остальными факторами выбора профессии.
Личный профессиональный план может быть основным и резервным. Как правило, резервный план относится к плану более определенному, менее рискованному для успешной реализации. Важно, чтобы основной и резервный план были связаны. Приведем следующий пример. Сергей К. после окончания школы собирается поступать в МГТУ им Н.Э. Баумана, чтобы в дальнейшем работать в ИТ-сфере (основной план). Если не поступит, будет обучаться в техническом колледже по соответствующей специальности (резервный план). Понимая, что обучение в вузе предполагает, в первую очередь, получение высшего теоретического образования, Сергей, начал подготовку к будущей профессии, обучаясь на курсах Центра «Специалист» по соответствующему направлению.
Плюсы очевидны: комбинированный подход в процессе обучения позволяет в короткий срок овладеть необходимыми знаниями и приобрести практические навыки, получить консультационную помощь преподавателей-экспертов, продолжить общение по интересам в Клубе выпускников, наличие доступа к записи вебинара дает возможность повторить материал занятий. Такой вариант включения в процесс профессионального выбора поможет примерить к себе нужные требования, самостоятельно определиться в выборе профессии.
Как подтверждают исследования, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Именно поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
В сегодняшней России наступает время профессионалов. Траектории пути к профессионализму могут быть различны. Важно одно: профессионалы, специалисты любят свое дело, оно приносит им чувство радости, удовлетворения. Удовлетворенность работой достигается умелой, активной подготовкой человека к труду.
Ссылки по теме:
Можно научиться многим и разным делам, но не всем сразу. Человеку приходится делать выбор. С выбора профессии начинается профессиональное самоопределение, которое связано с планированием, обдумыванием профессионального жизненного пути. Хронологически период выбора профессии (точнее профессиональный «старт») совпадает с подростковым возрастом. Конечно, при планировании профессионального пути, невозможно обдумать все заранее. В дальнейшем человек будет делать выбор с учетом предоставленных жизнью возможностей. Однако, не спланировав свой личный профессиональный план (точнее «старт»), человек застревает на неудачно выбранном пути, чувствует себя профессионально неудовлетворенным. Необходимо иметь в виду также следующее: мир профессий динамичен, изменчив. За последние годы появилось множество новых профессий. Особенностью мира профессий является полипрофессионализм, т.е. человеку надо стремиться овладевать не одной, а несколькими смежными.Каждый выбирающий профессию оказывается в сложной конкретной обстановке (ситуации). Приходится принимать во внимание не только сведения об особенностях профессии. Психолог Е.А. Климов выделяет 8 типов обстоятельств, названных факторами, которые учитываются при выборе профессии:
- Позиция старших членов семьи.
- Позиция сверстников, «значимых других» из круга внесемейного общения.
- Позиция учителей (не только школьных).
- Способности, умения.
- Уровень притязаний на общественное признание.
- Уровень информированности.
- Склонности к тем или иным видам деятельности.
- Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы (наличие некоторой программы действий по получению и освоению профессии).
При выборе (или перемене) профессии, полезно учесть 8 типов обстоятельств (факторов), проанализировать, как они соотносятся между собой. Личный профессиональный план считается обоснованным, когда он согласуется со всеми остальными факторами выбора профессии.
Личный профессиональный план может быть основным и резервным. Как правило, резервный план относится к плану более определенному, менее рискованному для успешной реализации. Важно, чтобы основной и резервный план были связаны. Приведем следующий пример. Сергей К. после окончания школы собирается поступать в МГТУ им Н.Э. Баумана, чтобы в дальнейшем работать в ИТ-сфере (основной план). Если не поступит, будет обучаться в техническом колледже по соответствующей специальности (резервный план). Понимая, что обучение в вузе предполагает, в первую очередь, получение высшего теоретического образования, Сергей, начал подготовку к будущей профессии, обучаясь на курсах Центра «Специалист» по соответствующему направлению.
Плюсы очевидны: комбинированный подход в процессе обучения позволяет в короткий срок овладеть необходимыми знаниями и приобрести практические навыки, получить консультационную помощь преподавателей-экспертов, продолжить общение по интересам в Клубе выпускников, наличие доступа к записи вебинара дает возможность повторить материал занятий. Такой вариант включения в процесс профессионального выбора поможет примерить к себе нужные требования, самостоятельно определиться в выборе профессии.
Как подтверждают исследования, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Именно поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.